Какой ОКВЭД стоит выбрать

Чтобы встать на налоговый учет в качестве ИП или ООО, нужно зарегистрироваться, озвучив ФНС вид деятельности, которую планируете осуществлять в формате кода ОКВЭД.

В статье:

  1. Как подобрать код деятельности по справочнику ОКВЭД-2
  2. Сколько ОКВЭД можно добавить
  3. Какая разница между кодами для ООО и ИП
  4. Основная деятельность
  5. Что будет при несоответствии реальной деятельности выбранным ОКВЭД
  6. Как скорректировать список своих ОКВЭД

Эта информация заносится в государственный реестр и используется для определения соответствия системе налогообложения, назначения страхового тарифа ФСС, используется контролирующими органами и пр.

Каждому направлению бизнеса в справочнике ОКВЭД-2 присвоен свой код и его выбор для многих не прост. В статье мы расскажем об особенностях подбора ОКВЭД, ответив на распространенные вопросы будущих бизнесменов.

1. Как выбрать ОКВЭД по классификатору

ОКВЭДы в классификаторе строятся из разделов, классов и групп, каждый из которых имеет свою подкатегорию. Чтобы найти числовое обозначение конкретной деятельности, необходимо определить - к какому разделу она относится и двигаться вглубь списка, уточняя подраздел, класс и подкласс, далее - группу и подгруппу. В результате получится точное описание деятельности, зашифрованное в 6 цифрах.

Но, если деятельность не нуждается в получении специального разрешения или лицензии, то допускается указание ОКВЭДов группами - по 4 знака. Это избавляет от лишней конкретики. Например, можно выбрать “торговлю овощами”, не расписывая - какие именно овощи будут продаваться на торговой точке.

2. Сколько кодов можно указать

Если в заявлении не написать ни одного ОКВЭД - то компанию или ИП просто не поставят на учет.

Максимальное число кодов законодательно не регламентируется, то есть технически ограничений по количеству ОКВЭД нет. Главное - чтобы в заявлении был указан основной код деятельности, которая будет приносить наиболее крупный доход по сравнению с остальными направлениями по дополнительным кодам.

Однако выбор большого объема кодов может спровоцировать проблемы с ФНС. Оптимально указывать не более 20-30 дополнительных кодов, обращая внимание на особенности их применения. Например, некоторые направления могут потребовать дополнительной отчетности или разрешения, а выбор ОКВЭДов, связанных с оказанием услуг несовершеннолетним обяжет предоставлять при регистрации дополнительный документ - справку об отсутствии судимости (только для ИП).

3. Какие отличия между ОКВЭД для ООО и ИП

И предприниматели, и юридические лица используют для подбора кодов экономической деятельности один и тот же классификатор ОКВЭД-2. Разница заключается только в документах, с помощью которых ОКВЭДы закрепляются за бизнесом. Предприниматели вносят коды только в заявление Р21001 при регистрации, а юр.лица - в заявление Р11001 и устав.

4. Основной вид деятельности

У каждого ИП или ООО должен быть указан основной код, обозначающий деятельность, приносящую наибольший доход за год по сравнению с другими дополнительными направлениям. По этому коду ФСС назначает страховой тариф для работодателей.

По распоряжению Минздравсоцразвития (приказ 55 от 31 января 2006 г.), работодатели обязаны ежегодно отправлять в фонд документы, подтверждающие основную деятельность. ООО делают это до 15 апреля в обязательном порядке, а ИП - только в случае изменения основного направления.

В 2025 году ФСС наделен правом устанавливать увеличенный тариф для компаний, не предоставивших подтверждение, опираясь на список их ОКВЭД. Таким образом, указание большого количества кодов может стать причиной для установления повышенного тарифа страховых отчислений.

5. Что будет при ведении деятельности не по выбранным ОКВЭД

Если вы будете заниматься бизнесом, ОКВЭД которого не внесен в реестр, то рискуете понести ответственность в соответствии со ст. 14.25 КоАП. Может быть назначен административный штраф.

В соответствии с требованиями закона, о новой деятельности нужно сообщить в ФНС не позднее семидневного срока с момента начала работы по новому коду. Для этого индивидуальные предприниматели направляют заявление на бланке Р24001, а юридические лица подают форму Р13014.

6. Как изменить свои ОКВЭДы

Предприниматели уведомляют налоговую о новых ОКВЭДах и удаляют ненужные коды, используя бланк заявления Р24001.

Для юридических лиц разработана форма Р13014 - она позволяет внести новые коды, убрать ненужные и при необходимости, отразить изменения в уставе. Нужно ли редактировать устав при добавлении новой деятельности, зависит от указанной в нем формулировки о виде деятельности:

  • Если в уставе есть фраза о возможности компании заниматься “иным видом деятельности”, то редактирование устава не потребуется: ООО просто подают форму Р13014 и не платят госпошлину.
  • Если в уставе четко сформулирован вид бизнеса, то его придется изменить. Форма заявления такая же, но за корректировки в уставе нужно оплатить госпошлину 800 рублей.